Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений,
Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.) , как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ), как определенная территория и в других качествах. Такая ценность предполагает концентрацию вокруг нее различного рода интересов субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Всего по земельному законодательству России в нашей стране семь категорий земель.
Их перечень приведен в ст. 7 Земельного кодекса России:
" земли сельскохозяйственного назначения;
" земли поселений;
" земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
" земли особо охраняемых территорий и объектов;
" земли лесного фонда;
" земли водного фонда;
" земли запаса.
Все эти перечисленные земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Землепользователь обязан использовать предоставленную ему землю в точном соответствии с теми целями и задачами, которые указаны в акте отвода.
Право на землю в России чрезвычайно вариабельно с точки зрения истории права в России вообще. То ограничиваясь, то вновь расширяясь права на землю постоянно изменялись, но все же некоторые из них оставались и остаются неизменными и по сей день - это право пользования землей.
Следует отметить, что термин "пользование" может иметь два значения:
а) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием земли.
б) осуществление права пользования как правомочия собственника.
После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.
Законодательством в качестве одного из видов вещного права на земельный участок называется право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 216 ГК РФ).
Статьи 26 и 27 ЗК РСФСР устанавливают право предоставления земель для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных нужд.
на основе права постоянного пользования может быть предоставлена земля любой категории, разумеется, с условием соблюдения того режима использования, который установлен для каждой из категорий.
На основании действующего законодательства пользователь не имеет права распорядиться земельным имуществом. В том, что касается прав и обязанностей пользователя, действующее земельное законодательство поступило следующим образом. Оно наделило его практически теми же правами и обязанностями, что и собственников и арендаторов земли (ЗК РСФСР, раздел II "Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, защита и гарантия их прав").
Документом, удостоверяющим право постоянного (бессрочного) пользования, является государственный акт, форма которого была утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493.
Конституция России статьей 9 установила, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Частная собственность на землю означает, что субъектами ее могут быть граждане и юридические лица.
Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены впервые постановлением Верховного Совета РСФСР "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 29 декабря 1991 г.
Под " условиями пользования "-понимаются правовые основания (титулы) использования земли: собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, а также способы приобретения земельных участков на указанных титулах.
Под " порядком пользования " понимается совокупность прав и обязанностей всех субъектов, использующих землю, независимо от правовых титулов. Под правом пользования как правомочием собственника понимается право на хозяйственную эксплуатацию земель, которое в земельном законодательстве охватывается системой конкретных действий (поведения) по отношению к земельному участку. Вместе с тем, законодательство налагает на собственника ряд существенных обязанностей, связанных с реализацией его правомочия пользования, и в этом смысле вся деятельность собственника по использованию земельного участка подпадает под порядок пользования.
В соответствии с законодательством собственники земельных участков могут, в частности, самостоятельно хозяйствовать на земле: возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения; использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; проводить мелиоративные работы и др. Собственники обязаны: осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; вести строительство по согласованию с соответствующими органами; не нарушать права других собственников, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами и др.
Особой правовой категорией в отношении земли является сервитут - право ограниченного пользования соседним участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Для сервитута установлен порядок регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. При этом для споров, связанных с установлением сервитута, Гражданский кодекс устанавливает судебный порядок их разрешения.
Государственная собственность на землю подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресурсах" определил ряд конкретных объектов федеральной собственности. К ним, в частности, могут относиться: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для нужд обороны, безопасности страны, охраны государственной границы, а также для осуществления других функций отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерациию. Одновременно Указ предусмотрел, что к федеральной собственности могут относиться и другие природные ресурсы
Муниципальная собственность на природные ресурсы - это собственность района, города, и входящих в них административно-территориальных единиц. Устанавливая субъекты муниципальной собственности, законодательство, однако, не определяет ее объектов, таким образом к объектам можно отнести и землю. На сегодняшний день право муниципальной собственности на землю на основании Федеральный закон от 17.07.01 N 101-ФЗ
"О разграничении государственной собственности на землю " весьма спорно и до проведения всех установленных законом процедур основано лишь на прописанной в данном законе норме :
"По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие."
Следует отметить еще один вид образований - общественные организации, и пролонгируя их по правам юридических лиц можно сделать вывод, что им тоже принадлежит право собственности на землю.
Таким образом, в нашей стране существуют несколько форм собственности - государственная (федеральная), муниципальная и частная, равным образом охраняемых законом.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие указанного закона (31.01.1998), подлежат .государственной регистрации в специальном учреждении юстиции в порядке, установленном этим законом.
___________________________________________________________________
Если изложенное Вас заинтересовало или у вас возникли какие либо вопросы,Вы можете оставить информацию на автоответчике или позвонить по тел:
___________________________________________________________________